Вопросительные слова в английском языке

Специальные вопросы в английском языке — это вопросы к различным членам предложения, которые начинаются с вопросительного слова: what — что, when — когда, where — где, why — почему, who — кто и др. В этих вопросах имеет место обратный порядок слов, за исключением вопросов к подлежащему, в которых сохраняется прямой порядок слов. Произносятся эти вопросы с нисходящим тоном.

Вопросительные слова - картинка
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Who?Кто?
Who?Кто?
Where?Где? Куда?
When?Когда?
Where... from?Откуда?
How?Как?
How old?Сколько лет?
How long?Как долго?
How many?Сколько?
How much?Сколько?
Which?Который?
Кто? Who? Ху:?
Кто это? Who is it? Ху: из ит?
Кто там? Who is there? Ху: из ð'ээ?
Что? What? Wот?
Что случилось? What has happened? Wотт хэз х'æп(э)нд?
Что это? What is it? Wотт из ит?
Где? Where? Wэа?
Где это? Where is it? Wэа(р) из ит?
Где туалет? Where is the toilet? Wэа(р) из ðэ т'ойлит?
Куда? Where? Уэа?
Куда идёт этот автобус? Where does this bus go to? Wэа даз ðис бас г'оу ту?
Как? How? Х'ау?
Как долго? How long? Х'ау лон(г)?
Как туда добраться? How can I get there? Х'ау кэн ай гет ðээ?
Когда?
When?
Wэн?
Когда вы уезжаете? When are you going to leave? Wэн а: ю: г'оуин(г) ту ли:в?
Когда открывается магазин? When does the shop open? Wэн даз ðэ ʃоп 'оуп(э)н?
Который? Which? Wитч?
Который час? What time is it? Wот тайм из ит?
Откуда? Where … from? W'эа … фром?
Откуда вы приехали? Where have you come from? W'эа хæв ю: кам фром?
Сколько? How many?, How much? Х'ау мэни?, Х'ау матч?
Сколько это стоит? How much does it cost? Х'ау мач даз ит кост?
Какой? What? Wот?
Как часто? How often? Х'ау 'офэн?
С кем? With whom? Wиð ху:м?
С чем? With what? Wиð wот?
Зачем? What for? Wот фо:?
Почему? Why? W'ай?

Например, к предложению: Yesterday our History teacher showed interesting pictures to the new students.Вчера наш учитель истории показал интересные картинки новым ученикам.:

1. Вопрос к подлежащему — our History teacher.

Who showed interesting pictures to the new students?
Кто показал показал интересные картинки новым ученикам?

2. Вопрос к сказуемому — showed.

What did our History teacher do yesterday?
Что сделал наш учитель истории вчера?

3. Вопрос к прямому дополнению — interesting pictures..

What did our History teacher show to the new students yesterday?
Что показал наш учитель истории новым ученикам вчера?

4. Вопрос к предложному дополнению — to the new students..

Who(m) did our History teacher show interesting pictures to yesterday?
Кому наш учитель истории показал интересные картинки вчера?

5. Вопрос к определению — interesting..

What (kind of) pictures did our History teacher show to the new students yesterday?
Какие картинки наш учитель истории показал новым ученикам вчера?

6. Вопрос к обстоятельству времени — yesterday..

When did our History teacher show interesting pictures to the new students?
Когда наш учитель истории показал интересные картинки новым ученикам ?

Вопросительные слова могут быть следующие:

  1. Для подлежащего: who? — кто? what? — что?
  2. Для сказуемого: what? — что?
  3. Для дополнения: what? — что? who(m)? — кого?
  4. Для определения: what, what kind of? — какой?, which? — который?, whose? — чей?, how many (much)? — сколько?
  5. Для обстоятельства: where? — где? куда?, where from? — откуда?, when? — когда?, how long?как долго?, why? — почему?, what for? — для чего?, how? — как? и др.

Вопросы к подлежащему начинаются с вопросительного слова who? — кто? или what? — что?, которые выполняют функцию подлежащего и после которых следует остальная часть предложения (сказуемое и т.д.) с прямым порядком слов — как в утвердительном предложении.

Who saw Susan the day before yesterday?
Кто видел Сюзанну позавчера?

A new block of flats is being built near our school.
Возле нашей школы строят новый многоэтажный жилой дом.

What is being built near our school?
Что строят возле нашей школы?

Вопросы к сказуемому в предложениях в Simple Present/ Present Indefinite и Simple Past/Past Indefinite ставятся с помощью вопросительного слова what, вспомогательного глагола do в соответствующей форме (по форме времени — do, does или did) и глагола to do как смыслового (делать). Порядок слов — обратный.

What did he do there?
Что он делал там?

Вопросы к сказуемому, выраженному в сложных временных формах (Simple Future, Continuous, Perfect и др.), строятся путем постановки вопросительного слова what на первое место, затем соответствующий вспомогательный глагол, затем подлежащее, после него — смысловой глагол to do в соответствующей форме (doing в случае с Continuous или done в случае с Perfect) и, наконец, остальная часть предложения.

What were they doing at that time yesterday?
Что они делали в это время вчера?

What has mother cooked for lunch?
Что мама приготовила на обед?

Вопросы к определению подлежащего начинаются с вопросительных слов what? — какой? или which? — который?, whose? — чей?после которых следует определяемое слово (выступая с вопросительным местоимением в функции подлежащего) и остальная часть предложения — сказуемое и т.д., т.е. сохраняется прямой порядок слов.

Whose History teacher showed interesting pictures to the new students yesterday? —
Чей учитель показал интересные картинки новым школьникам вчера?

Вопросы к определению дополнения также начинаются с вопросительного слова (what? which? и др.), за которым следует существительное в функции дополнения, а далее сохраняется обычный порядок слов вопросительного предложения — вспомогательный или модальный глагол, подлежащее, смысловой глагол и т.д.

What kind of pictures did our History teacher show interesting pictures to the new students yesterday?
Какие картинки (Что они собой представляют?) учитель показал новым школьникам вчера?
They are interesting pictures.
Это интересные картинки.

Whose racksack is it?
Чей это рюкзак?
It's John's (racksack).
(Это рюкзак) Джона.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Вопросительное слово What и сочетание What kind of… не совпадают полностью по значению и функции, хотя оба ставятся в вопросах перед существительным. Вопрос со словом what, будучи употребленным перед существительным, не всегда является вопросом о качестве предмета. Вопрос с what kind of…? всегда является вопросом о качестве, т.е. вопросом к определению, так как What kind of…? имеет значение «Какого рода (вида)..?», «Что за..?»

СРАВНИТЕ:

What book is it?
Какая это книга?
It's «Das Kapital» by Karl Marx.
Это «Капитал» Карла Маркса.

HO:

What kind of book is it?
Какая это (Что это за) книга?
It’s a very difficult book.
Это очень трудная книга.

2. После вопросительных слов What и What kind of… существительное употребляется без артикля.

Вопросы к обстоятельству, содержащие вопросительное слово с предлогом (for what what? what for? where from? и т.п.), чаще (особенно если они короткие, а также в разговорной речи) имеют так называемую «РАМОЧНУЮ» структуру: вопросительное слово ставится в начале предложения, а предлог — в конце или в конечной части предложения. Например:

What did he do it for?
Зачем он это сделал?
Where are you from?
Откуда вы (родом)?

Так же строятся вопросы к дополнению с предлогом to или если в структуру предложения входит глагол, требующий после себя предлога (to speak to somebodyговорить с кем-либо, to go with somebodyпойти с кем-либо и т.п.). В последнем случае предлог следует после глагола, к которому относится. Например:

She went there with Tom. Она ходила туда с Томом.
Who did she go there with? С кем она ходила туда?
(— With whom did she go there?)
What did they speak about?
О чём они говорили?
(— About what did they speak?)
Who did they speak to?
С кем они говорили?
(— То whom did they speak?)

Но вопросы к беспредложному дополнению строятся по обычной схеме: вопросительное слово (what или who(m) + остальная часть предложения с обратным порядком слов (простые временные формы со вспомогательным глаголом do в соответствующей форме, сложные временные формы — с другими вспомогательными глаголами).

Who(m) did she invite?
Кого она пригласила?
What have they taken with them?
Что они взяли с собой?

Ответы на вопрос к подлежащему даются обычно в краткой форме и содержат подлежащее, выраженное существительным или местоимением, и сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом (если таковой употребляется в вопросе) или модальным глаголом.

Who took my pen? — I did.
Кто взял мою ручку?— Я.
Who has read this article? — We have.
Кто читал эту статью? — Мы.

Ответы на вопросы к сказуемому имеют полную форму (подлежащее, сказуемое и т.д.).

Ответы на вопросы к дополнению могут иметь полную или краткую форму (последняя особенно употребляется в разговорной речи).

Who(m) did you see there?
Кого вы видели там? (I saw) Mary.
(Я видел) Мери.
Who(m) did you give it to?
Кому вы это дали?
(I gave it) to Mary. (Я дал это) Мери.

Ответы на вопросы к определению могут иметь полную или краткую форму — в зависимости от ситуации, но чаще краткую форму — по типу ответов на вопросы к подлежащему. Но ответы могут состоять и только из одного слова.

Сравните:

Whose brother serves in the army?
Чей брат служит в армии?
My brother does. Мой (брат).
Whose book is it?
Чья это книга?
It's my book.
Это моя книга.
(It's) mine.
(Это) моя. (абсолютная форма притяжательного местоимения)
(It's) Peter's. Петра.
Which shirt did he choose?
Какую рубашку он выбрал?
The green one.
Зелёную.
(one здесь заменяет слово shirt во избежание повторения)

Ответы на вопросы к обстоятельствам могут иметь полную или краткую форму — в зависимости от ситуации. Для разговорной речи характерно употребление кратких ответов.

Where is he from?
Откуда он (родом)?
(Не is) from Britain.
(Он) из Великобритании.
How long did the concert last?
Сколько длился концерт?
(It lasted) two hours.
(Он продолжался) два часа.